Сакраментальное Первое сентября настало. Впереди долгий учебный год со своими причудами и сложностями. Конечно, непросто будет всем, но самые уязвимые из всех школьников — конечно, первоклассники. Наш сегодняшний выпуск — о них.

Большие ожидания

Эпоху под названием “Детский сад” традиционно провожают с какой-то экзистенциальной грустью. Выпускной в государственном детском саду — что-то вроде миниатюрной инициации, которая целью своей имеет подготовить ребёнка к мысли, что Отныне Всё Иначе.

И как бы мы ни иронизировали, факт остаётся фактом: школа заведомо воспринимается как нечто большое, сложное и заведомо лишённое светлого детсадовского уюта.

Во многом это установка самих родителей, понимающих, что “детских” хлопот теперь будет больше, но, конечно, в известной степени и правда. Первый класс — это начало нового большого этапа, и в нём всё немного не так, как было раньше. Мы подробно рассказывали в одном из наших недавних выпусков, как психологически подготовить будущего первоклассника к школе (краткое содержание: как можно больше показывать, рассказывать и объяснять).

Сегодня же нам предстоит узнать, для чего вообще придуман первый класс и чего от него ждать.

Страх неизвестности

Переходный возраст

В школу обычно отправляются в семь лет. Исторически сложившаяся практика подкрепляется и научной теорией: мол, в этом возрасте ребёнок уже интеллектуально “дозрел” до школьной программы, поэтому самое время за неё взяться.

Так ли всё на самом деле?

Профессор Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, в интервью рассказывает о том, что исследования, проводившиеся в последние десять лет, позволяют развенчать некоторую часть мифов о “готовности” детей к школе. Например, далеко не все первоклассники отправляются в школу, умея читать, а зачастую те, кто умеют, делают это лишь вследствие “натаскивания”, имея при этом нарушения речевого развития и проблемы с памятью и концентрацией внимания.

Страх неизвестности

Екатерина Анатольевна, выпускница Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова, считает: умение писать и читать — не главная задача, которая должна волновать родителей будущего первоклассника.

“Чаще всего, конечно, родители хотят, чтобы ребенок умел писать, читать, считать. Безусловно, это будет плюсом для них в школе. Но это не главное. Не будем забывать, что готовность к школе - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка”.

Если верить вышеупомянутым исследованиям Института возрастной физиологии РАО, для огромного количества первоклашек этот уровень, недостижим, а проблемы с психологической адаптацией — обычное дело. Отчасти это связано с тем, что 40% из них не ходят в детский сад и не имеют опыта социального взаимодействия. Другая причина — в кардинальной смене обстановки.

Страх неизвестности

Программа: адаптация

Для состояния первоклассника, едва начавшего ходить  в школу, у психологов есть специальное название: период острой адаптации. И было бы странно, если бы оно называлось иначе: после нескольких лет бесконечных игр и прогулок в детском саду вся структура дня меняется в один присест, и вслед за этим приходится менять свои привычки, приспосабливаться к новому режиму и делать какие-то странные “домашние задания”. Период острой адаптации - так называют психологи состояние, в котором находится сейчас большинство первоклассников. И неудивительно: после абсолютно беззаботной жизни детям приходится срочно менять свои привычки и приспосабливаться к новому непростому режиму.

Обычно для того, чтобы адаптироваться к школе, первоклассникам нужно от четырёх до восьми недель. Причин несколько:

  1. Абсолютно новый коллектив (даже если в школе оказался кто-то из детсадовских друзей, остальные двадцать — двадцать пять человек — совершенно незнакомые люди). Нужно запомнить имена, разобраться, с кем можно дружить, etc.
  2. Режим. Даже на подготовительных курсах к школе уроки длились максимум по 20-30 минут, а занятий было не больше двух. Четыре школьных урока по 35 минут — это много, и далеко не каждый первоклассник готов к такому.
  3. Школьная инфраструктура. Система классов-парт-туалетов-раздевалок-сменки — совсем не та, которая была в детском саду. И если вам кажется, что это мелочи жизни, поверьте, у семилетних детей совсем другой взгляд на этот вопрос.

Во многом привыкание к новой системе зависит от классного педагога. Чуткость и внимательность — важные качества, но, как несложно догадаться, когда в классе два десятка маленьких детей, возможно всякое. Поэтому первые два месяца в школе — время, когда родителям надлежит быть особенно внимательными к тому, что происходит с ребёнком.

Страх неизвестности

Гиперактивность

Диагноз “гиперактивность” (или, более точно, “гипердинамический синдром”), который раньше принято было называть менее профессиональным термином “хулиганство”, несколько затягивает адаптацию к школе. Процесс адаптации таких детей к школе может продолжаться вплоть до двух лет.

Психолог Екатерина Мурашова в интервью рассказывает о классическом восприятии детей с гипердинамическим синдромом в школе:

“Возможно, само поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных, педагогически запущенных, а иногда и отстающих в развитии, и дифференциальная диагностика просто слишком трудна для учителя, у которого, кроме этих детей, есть ещё и двадцать пять других…

Возможно, дело ещё в чём-нибудь, но сам факт налицо, и родители гипердинамического ребёнка непременно должны его учитывать… В лучшем случае (при наличии симпатии к данному ребёнку) звучит что-то вроде “Он у вас способный, но такой разболтанный”.

Страх неизвестности

Лучший способ обнаружить признаки гипердинамического синдрома у первоклассника — плотный контакт с классным руководителем (на первых порах), а также поддержание доверительных отношений с ребёнком, благодаря чему о любых неудачах и нестыковках можно будет узнать из первых рук.

По мнению психологов, случаи гипердинамического синдрома среди школьников участились. Сложно сказать с однозначностью, есть ли у этого причина — и одна ли она. Однако среди прочего есть и теория о том, что детям часто не хватает внимания дома: будучи с самого раннего возраста в детских учреждениях (ясли, сады, затем школа), они недополучают ласки от родителей — и, как результат, не могут сфокусироваться на чём-либо дольше пятнадцати минут.

В подобных случаях первейший маршрут — в кабинет психолога, который подскажет, чем можно помочь школьнику и, возможно, назначит специальные процедуры.

Правила ведения

Страх неизвестности

Школа — действительно большой и важный новый этап, и несложно понять родителей первоклашек, которые загодя переживают из-за любой мелочи, показавшейся подозрительной.

Если бы существовал золотой свод правил, предписанных психологами родителям, чьи дети отправляются в первый класс, он непременно стал бы бестселлером вроде “Гарри Поттера” и держал бы свои позиции не один год.

Сразу разочаруем: такого свода нет. Но психологи действительно не первый год консультируют родителей новоявленных учеников, поэтому кое-что можно запомнить и применять на практике.

  • Во-первых, не отмахивайтесь от жалоб ребёнка. “Не обращай внимания” — плохой совет ребёнку, который уже явно обратил на что-то внимание, раз решил с вами этим поделиться (а ведь далеко не все дети сообщают родителям о своих беспокойствах, кому-то это кажется “плохим” — ведь это всё равно что ябедничать).
  • Во-вторых, забудьте на время о существовании долженствования и не транслируйте ребёнку идею о том, что он “должен” или “обязан” что-то делать, поскольку он пошёл в школу.
  • В-третьих, если у вашего первоклассника что-то не выходит, помогите. Именно помогите, а не отдавайте распоряжения вроде “Занимайся больше!”.
  • В-четвёртых, если ребёнок возвращается из школы явно не в духе, выяснения лучше начинать ненавязчиво. Предпочтите заходу “Ты чего такой хмурый?” что-нибудь более нейтральное — например, “Что интересного было в школе?”. Постепенно он всё расскажет сам.
  • В-пятых, помните, что сделать учёбу увлекательной может только успех и интерес. Лучший способ потерять интерес к учёбе — столкнуться с завышенными требованиями. Это же столкновение — причина отсутствия успеха: ребёнку может быть просто не по силам то, что от него требуют. Но в ваших силах помочь.
Страх неизвестности

Родительский контроль

Договоритесь, кто из родителей (возможно, бабушка или дедушка) будут “дежурными по школе”. Роль дежурного — не в том, чтобы делать  с ребёнком уроки, а в том, чтобы быть готовым прийти на помощь, когда она нужна. Ребёнок должен знать, что он может в любой момент обратиться за помощью к взрослому, если ему что-то непонятно или сложно.

Первые недели в школе — время формирования и нового домашнего режима в том числе. Не нужно сразу выставлять жёстких рамок: отсюда досюда мы делаем домашние задания, затем полдник, полчаса игр, затем кружок по фото. Понаблюдайте, сколько реально времени у ребёнка уходит на “домашку”. Кстати, сделать так, чтобы во время выполнения домашнего задания у ребёнка не было возможности “перескочить” на YouTube или другие заманчивые вещи, — на вашей совести.

И, наконец, главное. Пережить период острой адаптации с наименьшими психологическими потерями позволяет доверие между родителями и ребёнком. Оно же — фундамент хорошего отношения к школе и школьной среде на будущие одиннадцать лет, оно же — основа положительной учебной мотивации. Помните об этом всякий раз, когда речь заходит об учебных неудачах — или когда возникает соблазн поставить детские успехи в учёбе превыше всего.

Мудрая сова 08 сентября 2017